Образовательный портал
Вход
Инженерная олимпиада школьников
05.01.2014
Важнейшей задачей, стоящей сегодня перед образовательной системой страны, является привлечение школьников к выбору инженерных образовательных траекторий, а в более общем плане – ориентация современной молодежи на науку и технику. Ведь сегодня выбирают физику как один из предметов для сдачи ЕГЭ (а это показатель того, чего хочет школьник – «гуманитарии», «юристы» и «экономисты» никогда не сдают ЕГЭ по физике) не более 25 % выпускников 11 класса. Государственные рычаги (административные и экономические), которые позволили в середине прошлого века решить проблему технологического отставания СССР от США в области атомного оружия, в настоящее время практически отсутствуют. Кроме того, существенно изменилось общество. Двадцатый век был веком науки и техники, и это совсем не пустые слова. Все школьники знали, что такое дифференциал и жиклер, знали (а иногда и «чувствовали на себе») в чем разница между напряжением 127 и 220 В, могли перебрать настольную лампу, поменять колесо у велосипеда и т.д. Сегодня же в развитых странах сформировано потребительское отношение к технике: зачем знать, как работает техника, если она работает. Поэтому боимся, что школьники современного – «гаджетного» – поколения вряд ли смогут справиться с простейшим ремонтом бытовых приборов - даже на уровне замены лампочки или батарейки. 
 
Что же нужно, чтобы «повернуть» школьников к науке и технике? Многое. Конечно, главное – это общественная значимость, востребованность и экономиче-ская состоятельность профессии ученого и инженера. Но не только. Нужна система качественной подготовки школьников по предметам естественнонаучного и математического циклов и мотивации школьников к выбору инженерных и технических направлений обучения. Поэтому нужно и повышать уровень школьного образования, и всячески пропагандировать среди молодежи достижения науки и техники, квалифицированно рассказывать о проблемах, надеждах и перспективах современных наукоемких технологий. Важно заинтересовать молодых людей наукой и техникой и показать им, какими интересными являются такие занятия (да простят нас уважаемые «юристы-экономисты», но сравнить инженерное творчество с вычитыванием положений и регламентов или занесением чужих зарплат в сводные таблицы мы никак не можем). Важно также показать школьникам возможности тех знаний, которыми они обладают; показать, как математика, физика, химия «работают» в со-временной технике, и что знания математики, физики или химии могут стать осно-вой их будущей профессии (нам кажется, что многие школьники этого не понима-ют). И здесь могут помочь олимпиады школьников!
 
Прекрасно понимая это, ректоры пяти крупнейших технических университетов – Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Самарского государственного аэрокосмического университета, Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Нижегородского государственного технического университета – решили провести олимпиаду, которая позволила бы заинтересовать школьников инженерными направлениями обучения и мотивировать лучших из них к инженерному творчеству и инженерному образованию. Эту олимпиаду было решено назвать «Инженерной олимпиадой школьников». Отметим, что состав вузов-организаторов олимпиады неслучаен – все они представляют регионы с развитой наукой и промышленностью – «инженерную ось России», а также различные направления науки и техники. 
 
Проведение Инженерной олимпиады поддерживается Российским советом олимпиад школьников: в 2013-2014 учебном году Инженерная олимпиада вошла в перечень олимпиад школьников как предметная олимпиада по физике, что даст возможность ее победителям и призерам получить значительные льготы при поступлении в вузы. 
 
Главное отличие Инженерной олимпиады от «обычных» предметных олимпиад школьников заключается в заданиях. С одной стороны, это олимпиада теоретическая – школьники, как и обычно, решают задачи, задачи по физике. Но задачи эти – необычные. Все они связаны с «работой» физики в современной технике, физики - в жизни человеческой цивилизации, физики - вокруг нас. В каждой задаче нужно на основе законов физики понять, как работает то или иное устройство, рассчитать его параметры, предложить методы его улучшения или модернизации. Ряд задач представляют собой задачи-оценки – ведь современный инженер должен уметь «на пальцах» оценить ту или иную проблему и выполнить тот или иной прикидочный расчет. И конечно, задание не выходит за рамки школьной программы и является (на наш взгляд) решаемым лучшими школь-никами. 
К трудностям проведения Инженерной олимпиады относится ее «нераскру-ченность» и неизвестность в лицейской среде, из которой выходят наиболее подготовленные школьники. Поэтому несмотря на огромную работу по информационному сопровождению олимпиады количество участников было меньшим, чем нам хотелось бы. 
 
15 декабря 2013 года состоялся отборочный тур Инженерной олимпиады школьников. Он прошел одновременно на площадках всех вузов-организаторов, а также на региональных площадках: в Белгороде в Белгородском государственном технологическом университете им. Шухова, в Димитровграде в ДИТИ НИЯУ МИФИ (по просьбе губернатора Ульяновской области С.И.Морозова), в городе Лисий Нос Ленинградской области на базе Центра работы с одаренными школьниками, и в Арзамасе на базе филиала НГТУ им. Алексеева. В отборочном туре приняли участие (в сумме на всех площадках) 550 школьников 10 и 11 классов. На площадке НИЯУ МИФИ в олимпиаде участвовали 136 человек, 89 участников было в ДИТИ НИЯУ МИФИ (г. Димитровград). 
 
На Инженерной олимпиаде школьников этого года школьникам предлагались шесть задач. В первой задаче предлагалось рассмотреть теплоотдачу нагревателя утюга и оценить его температуру при различных режимах включения. Во второй задаче рассматривались способы измерения теплоемкостей газа при постоянном давлении и объеме. В третьей задаче нужно было понять принцип работы прокатного стана и количественно оценить его эффективность. В четвертой задаче рассматривался удивительное устройство - шарнир Липкина-Посселье, позволяющий преобразовать вращательное движение в прямолинейное движение без направляющих. Пятая задача была посвящена оценке мощности передне- и заднеприводного автомобиля, роли силы трения в работе машины. В шестой задаче рассматривалось падение искусственного спутника на Землю при небольшом уменьшении его скорости по сравнению с первой космической. Как видно из этого перечисления, все задачи были очень практическими, причем при решении каждой из них нужно было не «просто поговорить», а сделать расчет, оценку, рассмотреть модель того или иного прибора. 
 
По итогам проверки олимпиадных работ лучшие школьники (до 35 % участников отборочного тура) будут допущены к заключительному туру, который состоится на тех же площадках 16 февраля 2014 года. Но те, кто не прошел этот отбор, будут иметь еще одну попытку – в начале следующего года будет организован дистанционный отборочный тур олимпиады – через Интернет, и можно попасть на заключительный тур Инженерной олимпиады, удачно решив задания дистанционного отборочного тура. 
 
По отзывам участников очного отборочного тура задание Инженерной олимпиады школьников было сложным, необычным и … интересным. Последнее нам, организаторам олимпиады, было особенно приятно слышать – ведь именно это и было главной целью проведения Инженерной олимпиады школьников!

 

С.Е.Муравьев, В.И.Скрытный