Образовательный портал
Вход
Учебно-исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС
12.03.2013

5 марта 2013 года в НИЯУ МИФИ прошло очередное заседание постоянно действующего семинара при кафедре педагогики и методики естественнонаучного образования (№74), заведующая – Духанина Л.Н., д.п.н.

Его участники - директора и их заместители по научно-методической и инновационной работе лицеев и гимназий  города Москвы, образовательных учреждений повышенного уровня образования; всего 55 человек.

Семинар был посвящен одной из самых актуальных  проблем современного обучения школьников – приобщению школьников к проектно-исследовательской деятельности. В документах, определяющих стратегию развития образования в России, всё больше внимания уделяется развитию исследовательских компетенций обучающихся, а в новые ФГОСы – федеральные государственные образовательные стандарты – вошло уже как обязательное требование включения всех учащихся (в т.ч., и младший школьный возраст) в учебно-исследовательскую, проектную деятельность. Ведь исследовательская деятельность, по мнению специалистов-педагогов, является универсальной образовательной технологией для развития интеллекта детей.

Открыла семинар заведующая кафедрой  Духанина Любовь Николаевна. В своем выступлении она остановилась на проблемах, препятствующих развитию учебно-исследовательской деятельности школьников:

- недостаточная методическая и методологическая компетентность учителей, основных руководителей исследовательской деятельностью учащихся;

- несформированность информационной среды; далеко не все педагоги и учащиеся имеют навык поиска необходимой информации, доступ к качественному Интернету;

- низкая  удовлетворенность (и учащихся, и педагогов) результатами участия; многие из них указывают на нечеткость и субъективность критериев оценивания, отсутствие рецензий и публикаций работ; нередко не учитываются возрастные особенности участников и т.д.

Кроме этого, Любовь Николаевна познакомила (с приглашением к участию в нём) собравшихся с запускающимся большим проектом  «Сетевая школа НИЯУ МИФИ», в котором будут задействованы школы по всей России.

С большим интересом было выслушано выступление  Скуриды Галины Ивановны, к. ф-м. н., заместителя директора по НМР многопрофильного технического лицея № 1501 г. Москвы, в котором каждый учащийся старших классов вовлечен в учебно-исследовательскую деятельность. Она поделилась опытом работы по привлечению вузовских преподавателей (СТАНКИН, МАИ и др.) к руководству учебно-исследовательскими работами лицеистов.

Закончился семинар выступлением Беренфельда Бориса Семеновича, президента и исполнительного директора Международной лаборатории инновационных образовательных технологий, учредителя и научного руководителя ООО «ГлобалЛаб», первой образовательной компании, ставшей в 2011 г. резидентом IT-кластера Сколково.

Его презентация позволила всем присутствующим заглянуть в завтрашний день общеобразовательной школы, задуматься о своём месте в реализации «Современной модели образования – 2020», Образовательной инициативы «Наша новая школа», ФГОС.

В семинаре также принял участие Цветков И.В., начальник Управления организации учебной деятельности  и обеспечения приема в Университет.

Апрельский семинар (вторая декада месяца) планируется посвятить формированию критериев оценивания ученических исследовательских проектов.