Технология сетевого взаимодействия

Сетевая кафедра и сетевая лаборатория, сетевой класс, сетевой методический совет педагогов-тьюторов, портал Сетевой школы, телеканал Сетевой школы – основные формы сетевого взаимодействия

1.1 Сетевая кафедра и сетевая лаборатория  НИУ в системе профильного обучения школьников

Сетевая кафедра является структурным подразделением (отделом) кафедры вуза  и обеспечивает сетевое взаимодействие со школами-партнерами и дистанционное обучение  учителей школ, в том числе на основе видео взаимодействия. Кафедры транслирую школам лекции по темам профильных программ обучения, а также по вопросам популяризации науки, обсуждения инновационных знаний в своей области в режиме двустороннего видеовзаимодействия ученых с проектными группами школьников и педагогов-тьюторов для целевой поддержки и подготовки одаренных школьников, увлеченных профилем, принимающих участие в конкурсах проектов, исследовательской деятельности и олимпиадах.

Сетевая лаборатория НИУ – лаборатория с установленной в ней видеосистемой для прямой трансляции сложных экспериментов и опытов, обсуждения их со специалистами лаборатории. Доступ школ к сетевой лаборатории обеспечивается через интернет-видеосистему по расписанию видеотрансляций.

1.2 Сетевой класс дистанционной школы НИУ

Сетевой класс представляет группу  школьников для внеурочного обучения, объединенную  по принципу изучения ими  курса по выбору. От каждой школы  можно формировать  несколько сетевых классов, регистрируя их на портале соответствующей сетевой кафедры вуза. Сетевые классы обучаются выбранным курсам с использованием систем видеотрансляций  лекций от сетевых кафедр, видеосвязью с сетевыми лабораториями,  а также  используя электронные УМК соответствующих курсов, разработанных университетом для школьников по различным профилям обучения, выбранных вузом для поддержки академического направления. Каждый школьник определяет свой профиль и регистрируется в нем как в сетевом классе, выбирая  в этом сетевом классе несколько предложенным по данному профилю  курсов. Рекомендуется предоставлять ученикам  2-3 дистанционных курса по выбору  по 36 часов каждый на один год обучения. В системе профильного обучения школьников предусмотрено два уровня  обучения: предпрофильная подготовка в основной школе (7-8 классы) и профильное обучение по углубленным курсам в профиле в старшей школе (9-11 классы). Для наиболее творческих школьников важно обеспечить очное взаимодействие, обмен идеями, встречу с учеными в рамках ежегодных летних и зимних  лагерей, организуемых НИУ.

1.3 Сетевой методический совет  педагогов-тьюторов дистанционной школы НИУ

Сетевой методический совет по предметам, входящим в профильное обучение, формируется из сетевых групп педагогов-тьюторов от разных школ, входящих в систему профильного обучения на основе партнерства школа-НИУ в форме сетевого  взаимодействия. Каждая группа   набирается из расчета 25 человек (из разных школ, но по одному предмету) и обучается сетевой кафедрой, курирующей предмет, в объеме  144 часа по модулям обучения, выбранным тьюторами,  один раз в 5 лет с аттестацией и выдачей удостоверения гособразца  о повышении квалификации в НИУ. В программу обучения желательно включать  36 часов очной стажировки (1 неделя) на базе кафедр вуза или наиболее продвинутых школ, лицеев – партнеров вуза,  или филиалов вуза.

По всем профильным  курсам в составе сетевых групп  учителя-тьюторы сетевой школы работают на форумах по предметам, получают консультации от сетевых кафедр и сопровождают учащихся сетевых классов. Помимо развития кадрового потенциала педагога происходит оперативный обмен опытом, взаимодействие учителей и учеников из разных населенных мест – создается сетевая среда предметного сообщества: партнерства учащихся и учителей дистанционной школы и преподавателей НИУ в среде профильного курса. Это позволяет создать ситуацию профессионального  общения и экспертизы творческих работ учеников не одним учителем, а сообществом учеников, педагогов школ и преподавателей вузов, что обогащает творческие конкурсы и помогает учащимся более ярко проявлять свои способности в интересном для них предмете.

1.4 Образовательная Интернет-видеосеть  сетевой школы

Видеосеть объединяет все узлы сетевой школы в единую систему удаленнного видеовзаимодействия. Для ее реализации требуется дополнить телестудии сетевых кафедр и лабораторий вуза  телестудиями на базе лучших школ в территориях, где проводятся наиболее насыщенные инновациями уроки силами педагогов-тьюторов сетевой школы. Если подобрать такие партнерские школы в регионах так, чтобы охватить весь перечень профильных предметов, выбранных для сетевой школы вузом, то трансляция циклов уроков позволят максимально дополнить видеоконтентом реальных уроков среду обучения в сетевых классах, а также предоставить всем школам доступ к лучшему педагогическому опыту, полностью устраняя дефицит профильных кадров. На базе таких школ-телестудий можно проводить очно-удаленное взаимодействие с учениками, учителями сетевых классов территории, осуществлять телесовещания в прямом эфире с обратной связью с кафедрами и лабораториями НИЯУ МИФИ, обеспечивать удаленную защиту проектов учащихся в контакте с сетевой кафедрой, организовывать проектные группы из учащихся разных территорий школ, объединяя их одной интересной им темой исследования под руководством кафедры, обеспечивать  участие не только педагогов, но и школьников в конференциях, заседаниях кафедр НИЯУ МИФИ – партнера школ в системе профильного обучения школьников.

Техническое окружение проекта

Требования к ресурсам школ, участников дистанционной школы НИУ:

  • для школьников - компьютер с вебкамерой, микрофоном и наушниками, подключение к Интернету, обеспечивающий  возможность доступа к информационным ресурсам непосредственно из учебных аудиторий школы  во время занятий; возможность доступа к информационным ресурсам дистанционной школы НИУ (порталу) во внеурочное время с персонального рабочего места в библиотеке школы  или дома;
  • для педагогов – тьюторов – АРМ педагога, обеспечивающий возможность использования или подготовки электронных ресурсов, организации учебного процесса с использованием технологий дистанционного обучения (сканер, видеокамера, система видеовзаимодействия, звуковые колонки, переносной микрофон, подключение к Интернету, цифровое лабораторное оборудование по предмету и компьютеры для подключения этого оборудования, программное обеспечение к цифровому лабораторному оборудованию, проектор или интерактивная доска).